Недавно принятое решение об обязательной регистрации квадрокоптеров всколыхнуло общественность, главной проблемой которой до сих пор остаются попытки понять, где и как будет происходить регистрация квадрокоптеров.
Согласно статистике, самым покупаемым подарком на новогодние праздники оказались радиоуправляемые модели разных ценовых сегментов и, соответственно, весовых категорий. Покупались абсолютно все модели – от тех, что могут летать в воздухе лишь 5-7 минут до тех, что способны проводить в воздухе до получаса и при этом снимать высококачественные фото и видео.
Но радость продавцов квадрокоптеров была недолгой – уже сейчас, пока указ не вступил в силу, продажи падают в разы. Что же будет, когда управление дроном будет полностью вне закона?
Содержание
Закон о беспилотниках
Идея создать систему, которая позволила бы государству регулировать полёты беспилотных летательных аппаратов, появилась достаточно давно. Началось всё с нескольких случаев запуска квадрокоптеров возле аэродромов – несколько раз особо любопытные радиолюбители, желающие внимательно рассмотреть то, что от обычного человека скрыто, едва не нанесли серьезный ущерб самолётам.
Разговор о создании отдельного нормативно-правового акта для беспилотников зашёл еще в июле 2015 года, но тогда речь шла о квадрокоптерах с массой от 30 килограмм. То есть речь шла о мощных квадрокоптерах, имеющих на своем борту дополнительное оборудование – например, профессиональную камеру с качественной оптикой, и способных поднять дополнительный груз.
22 декабря 2015 года на слушании, в ходе которого закон всё же был утвержден, была внесена финальная поправка в текст указа – нижняя граница массы дронов, обязательных к регистрации, теперь равна 250 граммам.
Законодатели в один голос утверждают, что беспилотники могут представлять опасность для общества. И именно поэтому необходимо обязать их владельцев выполнять свод правил и норм, которые действительны для всех летательных аппаратов, в соответствии с Воздушным кодексом РФ.
Таким образом, любой полёт, совершенный без наличия сертификата на устройство, документа о прохождении государственной регистрации и допуска к полётам, будет означать получение пилотом наказания.
К слову о наказании – отдельной главы о нарушении не будет, известно лишь то, что ответственность будет налагаться в соответствии с Уголовным кодексом и кодексом Административных Правонарушений РФ.
Согласно первому из этих документов, запуск незарегистрированных квадрокоптеров будет регулироваться главой 11 «Административное нарушение на транспорте», в Уголовном кодексе для дронов выбрана глава под номером 27 – «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта». Эти главы подразумевают наказание в виде штрафа, сумма которого будет варьироваться в зависимости от того, физическое вы лицо или же юридическое.
Так, физическим лицам в случае нарушения закона придется заплатить 5 тысяч рублей, а вот для юридических лиц наказание предусмотрено более серьезное и будет достигать 300 тысяч.
Народ против
Особенно внимательные обладатели радиомоделей, которых коснулся этот закон, нашли абсолютное сходство с американским законом:
«Точь-в-точь скопировали американский закон, принятый несколько недель назад. Молодцы, отработали свои зарплаты» — пишет один из них под новостью о законе.
И это абсолютно верное замечание – вместо того, чтобы если не создать собственный документ, то хотя бы отточить американский под российские реалии, депутаты Государственной Думы просто перевели текст и поставили радиолюбителей перед фактом.
Особенно примечательно то, что запрет на беспилотники вступит в силу не спустя год, как большинство законов, а спустя лишь 90 дней – то есть в конце марта.
На этот счет есть своё мнение и у предпринимателя Олега Понфилёнка.
Олег Понфиленок – российский предприниматель, наладивший первый в России проект доставки пиццы при помощи дронов. На данный момент – генеральный директор CopterExpress.
По его словам, за неполные 3 месяца доработать закон до идеального состояния просто невозможно. А такая система с неясными правами и обязанностями обязательно оттолкнет народ от идеи покупать квадрокоптеры. Соответственно, и рынок дронов будет терпеть немалые убытки.
К слову, Олег Понфиленок был одним из тех активистов, которые предлагали собственную систему легализации квадрокоптеров на территории Российской Федерации. Во-первых, регистрации стоило подвергать лишь квадрокоптеры с минимальной массой в 3 килограмма, так как все более легкие дроны – ни что иное, как игрушки.
Вторым пунктом Олег предлагал обязательно страховать коптеры на случай возможного ущерба – в таком случае владелец беспилотника за 10 минут до начала полёта должен был бы через сайт или приложение на мобильном устройстве уведомить свою страховую компанию о полёте. В ответ он бы получил данные об опасности полётов на данном маршруте и их стоимость.
Но, к сожалению, получили мы совсем иные права и обязанности, которые, к тому же, за несколько дней до вступления закона в силу так и остаются более чем размытыми.
Чем могут быть опасны дроны
Большая часть владельцев радиоуправляемых беспилотных аппаратов рассматривает их исключительно как способ приятного времяпрепровождения. Кто-то любит просто полетать на природе, а кому-то нравится смотреть на пейзажи и достопримечательности с высоты птичьего полёта.
Но все они понимают, что дрон – это технически сложное устройство, которое в какой-то момент по независящим от пилота причинам может упасть на землю. Понимают и то, что винты пропеллеров с легкостью могут нанести ранения человеку. Но, к сожалению, и в этом случае работает поговорка «в семье не без урода». Ниже мы расскажем вам о том, какие были прецеденты использования коптеров не по назначению.
Первый и самый популярный способ нарушения закона при помощи дрона – скрытая фото и видеосъемка. Вряд ли кому-то понравится такое бесцеремонное вторжение в частную жизнь. Таких историй – о подглядывании при помощи дронов с камерами – на просторах интернета можно найти сотни. Правда, как с этим будет бороться закон о беспилотниках (и будет ли бороться вообще), пока неясно.
Немало случаев зафиксировано и с передачей запрещенных предметов в закрытые учреждения, тюрьмы. Транспортируют все – деньги, телефоны, наркотики.
Самый громкий случай с проникновением коптера на территорию тюрьмы произошел в Мексике – на борту перехваченного дрона было найдено десять килограмм амфетамина.
Дроны стали и одной из составляющих плана мошенников: теперь им не нужно присылать на ваши телефоны сообщения с программой-вирусом — достаточно лишь подлететь максимально близко к вашему телефону, чтобы он подключился к открытой сети wi-fi с борта коптера, и всё готово, у мошенников есть полный доступ к вашим личным данным.
Самая серьезная причина, по которой стоит опасаться дронов в городе – возможность теракта. Как все знают, многие модели квадрокоптеров могут поднимать в воздух несколько килограмм дополнительного груза, которым может стать взрывчатка, граната или какое-то химическое вещество.
Так, в США один из пилотов коптера сумел прикрепить на борт устройства самый настоящий пистолет. Это устройство, видимо, настолько впечатлило его самого, что он даже снял и выложил в интернет видео о стрельбе во время полёта. Не могут не радовать два факта –во-первых, стрелял он вдали от людей, а во-вторых, его всё же нашли и судили.
Итак, то, что контролировать полёты квадрокоптеров нужно, стало ясно. Стало ясно и то, что закон, принятый в России, нужно обязательно доработать.
Ну а пока вы можете посмотреть, как с нелегальными беспилотниками борются в Японии.
Где и как будет происходить регистрация квадрокоптеров? На вопрос так и не ответили.