О специальном законе о квадрокоптерах в России задумались ещё в начале 2015 года. А в декабре Госдума приняла окончательное решение об обязательной регистрации беспилотников на территории РФ. Как всё начиналось и какие проблемы собираются решить депутаты обязательной регистрацией дронов, пойдёт речь в следующей статье.
Содержание
С чего всё началось
Чем всё закончилось
Что представляет собой регистрация дрона?
С чего всё началось
Проблему беспилотников в России официально подняли 25 марта 2015 года. Тогда был вынесен на рассмотрение новый законопроект, который бы регулировал использование квадрокоптеров на территории РФ. Популярность радиоуправляемых дронов, а также частота происшествий, связанных с их использованием, повлекла за собой реакцию со стороны властей.
Известен случай из Сыктывкара, когда студента оштрафовали на 50000 реблей за то, что он с помощью дрона доставил себе пиццу. Но после апелляции ему все же удалось доказать, что аппарат не угрожал безопасности полёта самолётов и ракет, от чего избежал наказания.
Проблема квадрокоптеров состояла в том, что в Воздушном кодексе РФ для них не оказалось подходящего пункта. Большинство правонарушений с участием коптеров рассматривались с точки зрения Административного Кодекса. Поэтому на начальном этапе дроны приобрели бы статус беспилотных воздушных средств. Но здесь речь шла о квадрах, чей взлётный вес составляет 30 килограмм, который получают из суммы веса самого дрона и его максимальной грузоподъемности.
Таким образом, большинство владельцев «игрушечных» моделей избежали бы обязательной регистрации и получения технического сертификата, так как даже вес профессиональных дронов, созданных для съёмки, в среднем едва ли достигает 15 килограмм.
Другая проблема, которая поднималась в прошлом году — это территория, на которой разрешены полёты квадрокоптеров. Правила использования воздушного пространства распространялись на беспилотники наравне с другими воздушными судами. Другими словами, в общественных местах, частных территориях, аэропортах, военных базах появление дрона крайне нежелательно.
В российском законодательстве предусмотрена система штрафов за нарушение воздушного пространства: для частных лиц сумма может составлять до 5 тысяч рублей, а для юридических — до 500 тысяч.
Чем всё закончилось
Можно отметить три главных пункта, из-за которых данный законопроект стал неудобен для большинства владельцев радиоуправляемых дронов.
Великобритания, Канада, Бельгия, Австралия, Дания, США — это неполный список стран, в которых предусмотрены специальные правила для использования беспилотнков.
- В декабре 2015 года был подписан закон об обязательной регистрации радиоуправляемых коптеров, который вступил в силу 22 марта 2016 года. Но теперь пилоты будут иметь дело с другими условиями, так как обязательной регистрации подлежат аппараты, чей вес превышает 250 грамм. Это означает, что фактически большинство современных, даже на первый взгляд самых простых моделей придётся регистрировать.
- Но большее негодование у радиолюбителей и моделистов вызвало то, что сейчас правила пользования небольшим квадрокоптером пока ничем не будут отличаться от тех правил, по которым летают большие воздушные суда.
- Третьим пунктом является то, что перед запуском необходимо будет подавать заявку, что квадр будет летать в определенном месте, в определенное время. Конечно же, заявка должна быть одобрена. В случае нарушения полётного плана или отсутствия самого заявления также будут предусматриваться наказания в виде штрафов.
Что представляет собой регистрация дрона?
Теперь о новоприобретенном квадрокоптере нужно будет сообщить в органы, которые контролируют в вашем регионе соблюдение правил использования воздушного пространства.
При регистрации будут зафиксированы следующие данные:
- страна-производитель
- серийный номер
- год выпуска
- максимальный взлётный вес
- тип и мощность двигателей
- а также предназначение квадра
Помимо регистрации самого аппарата нужно будет сообщить данные владельца: имя, дату рождения, серию и номер паспорта.
Упомянутые ранее Соединенные Штаты также приняли закон о необходимости регистрировать квадрокоптеры, но вот сама процедура оформления дрона там гораздо проще. На сегодняшний день зафиксировано уже более 300 тысяч владельцев беспилотников.
Таким образом, коптер будет закреплён за определённым человеком, и в случае ЧП, связанным с участием дрона, ответственность полностью ляжет на его владельца.
[total-poll id=7848]
Судя по всему к дронам относятся излишне серьезно. На мой взгляд, доставка пиццы это совсем не проблема, не вижу в этом ничего опасного.А нет никаких штрафов о том где можно летать?
Регистрация квадрокоптера нужна, по-моему, исключительно для облегчения поиска ответственных в случаях аварии с участием дрона. Это могла бы обеспечить самая простая электронная регистрация.
В свете последних событий, а именно, из-за этой дурацкой войны на Донбассе, регистрация дронов, очень необходимая мера. Интересно, в Украине тоже принят закон об обязательной регистрации дронов?
Любая регистрация тесно связана с статистикой. Покупки можно делать в любой стране и квадрокоптер доставят покупателю. Значит количество их мало прогнозируется. А что будет с безопасностью полетов самих аппаратов при чрезмерно большом спросе на них? Наверное будут еще какие то ограничения?
Считаю полностью оправданной регистрацию. Потому что, даже, например, 5-копеечная монета, брошенная с 12 этажа, и попавшая в голову ребёнка, может его убить. А такой агрегат вообще может причинить серьёзный вред любому (и физический и моральный). Ответственность необходима.
Ну я понимаю негодование владельцев квадрокоптеров. Как можно применять правила пользования на летающий на небольшой высоте квадрокоптер такие же как и на большие воздушные суда? Ну давайте приравняем плавающих в реке или на море людей к плавающим суднам. Бред. Правила нужны, но с умом. А то так нужно будет прописывать законодательно выход человека в подъезд и заявку о этом выходе. А вдруг кто пострадает? Это я о полетном плане. Ну вот у человека настроение дома хорошее и вышел погулять и, заодно, квадрокоптер позапускать. А вот как, где и при каких обстоятельствах нельзя запускать, вот это можно и должно быть определено в рамках разумного инструкцией или законом.
Я всё же думаю, что у людей, плавающих в реке, есть мало шансов разогнаться и, потеряв управление, покалечить людей в воде и на берегу, как это хорошо получается у водных скутеров. )
Ну, в самом деле. Регистрация нужна. Упадёт он причинив вред — виновный должен быть однозначно определен.
А что касается приравнивания к воздушному суду, то здесь тоже вопрос — устройство моторное и управляемое, занимает некоторый коридор воздушного пространства. Словит его какой-нибудь самолёт на взлёте — вещь малоприятная и может привести к плачевным последствиям.
Сейчас, конечно, все эти требования избыточны. Это очевидно. Но законы подобные для того и принимаются, чтобы потом их не переделывать и «дыр» не допустить.Хотя про дыры, это уже совсем другая история. ))))