Содержание
Современное состояние законодательства в сфере квадрокоптеров
Как регулируется этот вопрос за границей
Законы в России о беспилотных летательных аппаратах
Современное состояние законодательства в сфере квадрокоптеров
В последние месяцы достаточно актуально встал вопрос «А необходимо ли получать разрешение на квадрокоптер?». Буквально каждый день количество беспилотных аппаратов над нами всё увеличивается, и вместе с этим повышается число различных судебных актов. Вообще, на настоящее время данный вопрос по прежнему открыт в законодательной сфере России.
Главными документами, регламентирующими управление коптерами, являются: Воздушный кодекс, Административный кодекс России, Уголовный кодекс России, а также Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.
Есть некие общие правила безопасности, которые следует соблюдать: во-первых, не летать над людьми, так как при падении это может быть причиной несчастных случаев; во-вторых, нельзя летать над территориями, которые охраняются (военные базы, административные здания); в-третьих, существует запрет на полеты коптеров выше 150 метров и поблизости аэропортов.
Самое минимальное, что можно получить за нарушения этих правил, – штраф. Ведь по сути, история развития сферы квадрокоперов началась с военных разработок. А затем она превратилась в массовый продукт.
Небольшие квадрокоптеры, конечно, не могут достичь потолка в 150 метров, но профессиональные модели, такие как DJI Phantom 3 Advanced могут преодолевать отметку в 2 километра!
Поэтому лучше перестраховаться – сделать свои полеты легальными.
Как регулируется этот вопрос заграницей
На различных форумах многие любители квадрокоптеров рассказывают, что в большинстве зарубежных стран правила одни и те же – высота полета не должна быть выше 120 – 150 метров.
В Австрии 1 января 2014 года были введены относительно строгие законы для управления коптерами. Для полетов на местности с несколькими строениями или с большим количеством зданий необходимо иметь лицензию на полеты, стоимость которых равна 1 000 евро. Для получения лицензии необходимо пройти обучение.
В Австралии можно летать только при ясной погоде, на дистанции не менее 5,6 километров от аэропорта, не превышать отметку в 120 метров над землей, вдали от густонаселенных областей. В Бразилию и Азербайджан и вовсе нельзя въезжать с квадрокоптерами. В Бразилии необходимо покупать местный аппарат и летать по правилам безопасности, а в Азербайджане нужно получать разрешение от спецслужб.
Великобритания тоже практикует опыт Австрии, где необходимо получать лицензию. Также нельзя летать в пределах 50 метров от человека, а высота ограничивается традиционными 150 метрами. Во Вьетнаме аппараты весом до 20 килограмм не требуют никакого юридического разрешения.
Законы в России о беспилотных летательных аппаратах
В настоящее время законы в России достаточно противоречивы. В Федеральных правилах четко указано определение беспилотника, под которое попадают абсолютно все радиоуправляемые летательные аппараты, летающие на открытых пространствах. То есть, по сути, маленьким игрушечным коптером, не нарушая закона, управлять не получится.
При этом полеты легкомоторного самолета не выше 3050 метров не требуют лицензии. Поэтому за полеты квадрокоптера Вас могут вполне резонно оштрафовать. Штрафы за такое полагаются частному лицу до 5 тысяч рублей, должностному от 25 до 30 тысяч рублей, а юридическому до 300 тысяч рублей с отзывом лицензии на 90 дней.
Следовательно, необходимо соблюдать элементарные правила безопасности полетов, чтобы случайно не попасться.
Стоит отметить, что получить разрешение на полеты квадрокоптеров можно и сейчас, обратившись в соответствующую инстанцию. Конечно, это отнимет много времени, но зато можно будет управлять дроном со спокойной душой.
Особенно это пригодится тем, кто собирается использовать беспилотные аппараты в коммерческих целях и для полетов над населенными пунктами.
Но, к счастью или к сожалению, в России через месяц вступает закон, который был принят в третьем чтении о госрегистрации всех беспилотных аппаратов. Разрешение не требуется только дронам с массой менее 250 грамм. Изначально рекомендованной Минтрансом минимальной массой беспилотника, требующей разрешения, была отметка в 30 килограмм.
Это делается для того, чтобы при крайней необходимости и в различных несчастных случаях была возможность определить владельца беспилотного аппарата. Но всё же правила относительно строги. В Соединенных Штатах Америки в скором времени тоже введут закон, ограничивающий массу легальных беспилотников до 200 грамм.
В итоге, самое важное, что нужно знать – это правила безопасности при полетах беспилотных летательных аппаратов. Это может обезопасить окружающих и себя от нежелательных последствий, таких как штраф. Но для того, чтобы перестраховаться, желательно получить лицензию в соответствующих органах.