В конце декабря 2015 года радиолюбителей ожидал сюрприз — Государственная Дума приняла закон о квадрокоптерах в России. Суть его заключается в обязательной регистрации беспилотных летательных аппаратов, чей вес превышает более 250 грамм. В силу закон войдёт уже с 22 марта 2016 года.
Содержание
О сути законопроекта
Безопасность превыше всего?
Преимущества законопроекта
О сути законопроекта
В чём суть закона? Чем это чревато для владельцев дронов? Чем обернётся обычное хобби для радиолюбителей?
Из опыта других стран: в Великобритании с 2014 года пилотов обязывают иметь лицензию на аппарат, чья цена начинается от 1800 фунтов.
Пусть сама новость не впервые услышана. О том, что летающие дроны собираются зарегистрировать, начали говорить ещё в начале прошлого года.
Популярность коптеров среди российских пользователей, а также неоднозначная внешнеполитическая обстановка, толкнули депутатов к тому, чтобы обезопасить воздушное пространство через обязательную регистрацию летающих дронов.
Неоднозначное положение квадрокоптеров долгое время не давало возможности определить их статус среди прочих летательных аппаратов. В Воздушном кодексе Российской Федерации для беспилотников также нашлось место. Теперь они приобрели статус воздушных судов, на которые будут действовать соответствующие правила.
Итак, приобрели новенький дрон — что вы теперь обязательно должны сделать, перед его запуском?
Во-первых, нужно зарегистрировать аппарат в представительстве РосАвиации и получить соответствующий сертификат.
Во-вторых, необходимо подать заявку о намерении запустить дрон. Учитывая длительность всех бюрократических процедур, чем раньше вы это сделаете, тем скорее сможете использовать коптер по назначению.
Особые условия ожидают владельцев беспилотников, массой от 30 килограмм и выше. Здесь всё гораздо строже, так как использование этих летательных аппаратов допускается только после получения специального сертификата, который подтверждает его пригодность к полётам.
Нарушение правил использования дронов, в том числе и отсутствие документов на устройство, грозит владельцу штрафом до пяти тысяч рублей.
В России уже были зафиксированы случаи, когда за запуск коптеров в неположенном месте, например, жилых районах, их владельцам выписывали штраф по статье ч.2 ст.11.4 КоАП РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства».
Безопасность превыше всего?
Специалисты отмечают, что новый закон может отрицательно сказаться на популярности массовых коптеров. Он сузит круг пользователей до профессиональных радиолюбителей и тех, кто занимается коммерческой съёмкой. Указанный вес (от 250 грамм) многих ввел в замешательство, так как масса большинства устройств, со всеми дополнительными конструкциями, может достигать килограмма и более. Таким образом, практически все существующие на рынке модели необходимо будет зарегистрировать в ближайшее время.
Средний вес камеры, встроенной в квадрокоптер, составляет 100-150 грамм.
Кроме того, помимо регистрации еще установлены места или, так называемые, красные зоны, где появление дронов крайне не желательно. Это, в первую очередь:
- общественные места;
- жилые районы;
- охраняемые территории;
- военные базы;
- аэропорты.
Преимущества законопроекта
Сообщество радиолюбителей восприняло новость об обязательной регистрации коптеров в России не совсем доброжелательно. Всё потому, что обычное хобби может теперь доставить множество хлопот, а приобретение квадра в качестве подарка для ребёнка станет не целесообразным, ведь неизвестно, какими проблемами потом обернётся такая покупка.
Не ясно и то, каким образом будет проходить регистрация и, более того, по каким критериям будут выдаваться сертификаты. Другими словами: непонятно, почему в РосАвиа вам могут отказать в лицензии на коптер. В скором времени, когда закон начнёт действовать, а произойдет это уже 22 марта 2016 года, ситуация может прояснится.
Сами депутаты ГосДумы отмечают положительные моменты закона, которые позволять задействовать дроны для работы в коммерческих и государственных сферах, например, для тушения пожаров, перевозки грузов.
Ambulance Drone — беспилотный дрон, который используется в качестве летающей скорой помощи. Он быстро прибывает на место вызова, а специалист, который находится в больнице, с помощью камеры и микрофона подсказывает близким или окружающим все действия для оказания первой доврачебной помощи человеку.
Это позволит использовать более мобильные и удобные, по сравнению с традиционными видами воздушного транспорта, беспилотники как передовое и функциональное устройство.
Каким образом законопроект отразится на массовом покупателе пока неизвестно. Вполне возможно, что сам закон ещё будет дополняться с целью сделать его правила и условия более гибкими для радиолюбителей.